В рейтинге Thomson Reuters подводятся итоги репутационных исследований, которые компания проводила с 2010 по 2014 год. Как рассказали «Ъ» составители, за это время компания опросила представителей 6,5 тыс. университетов, в общей сложности более 65 тыс. человек. «В среднем каждый респондент работает в вузе 18−19 лет, - подчеркнули в Thomson Reuters.- Каждое интервью длилось примерно 20 минут».
Лидером мирового рейтинга стал Гарвардский университет, на втором месте оказался Массачусетский технологический институт, на третьем - Оксфорд. В топ-100 вошли университеты из 20 стран, единственный российский вуз - МГУ имени Ломоносова - занял 52-е место.
Международная корпорация Thomson Reuters образована в 2008 году после слияния канадской компании Thomson и британского агентства Reuters Group. Аналитическое подразделение компании является самой авторитетной организацией в области наукометрии и оценки качества образования, в частности разрабатывает наиболее подробную базу данных научных публикаций Web of Science. С 2011 года компания совместно с британским еженедельником Times Higher Education составляла рейтинг репутации вузов, однако в нынешнем году Thomson Reuters решила проводить исследования самостоятельно.
В европейском списке Thomson Reuters лидирует Кембридж, второе место досталось Оксфорду, третью строчку занял Королевский колледж в Лондоне, за ним следует Швейцарский технологический институт. Пятерку лидеров замыкает МГУ имени Ломоносова.
«В региональном рейтинге конкуренция гораздо ниже, - указывает представитель Thomson Reuters Олег Уткин.- А МГУ, как и российская наука в целом, исторически занимает очень сильные позиции в области физики, математики и химии». По его мнению, продвижению российских вузов в мировом рейтинге мешают несколько факторов. «Университеты США, Индии, Латинской Америки, Китая известны благодаря очень сильным позициям в тех же областях, - сказал он.- Кроме того, количество научных публикаций традиционно больше в тех странах, где английский является родным или изучается на высоком уровне». По мнению эксперта, любой вуз, желающий стать известным, должен вести совместные исследовательские проекты с мировыми образовательными лидерами, участвовать в профессиональных конференциях и проводить их в своих стенах. Кроме того, важно наличие качественного веб-сайта, поддерживающего актуальные темы и обратную связь с читателями как минимум на трех языках.
«Результаты в части мирового топ-10 выглядят адекватно, хотя и скучновато. Пожалуй, никто из специалистов не будет спорить с тем, что большинство вузов в топ-10 по любому широкому направлению науки находится сейчас в США, - считает начальник аналитического отдела управления академической экспертизы ВШЭ Иван Стерлигов.- А вот показатели МГУ, по данным опроса экспертов, гораздо выше, чем по объективным библиометрическим показателям». Эксперт указал, что, например, в Лейденском рейтинге МГУ по доле высокоцитируемых статей занимает 697-е место. «Боюсь, сравнительно высокая репутация в сочетании с низким числом ссылок на работы отечественных ученых отражает скорее не реальную ситуацию, а завышенную оценку отечественных вузов респондентами из России, опрошенными Thomson Reuters», - сказал эксперт.
«Насколько можно судить, место в региональном рейтинге определялось на основании ответов экспертов только из данного региона на вопрос о репутации университетов только внутри этого же региона, - указывает старший научный сотрудник Университета Борнмута (Великобритания) Валерий Аджиев.- Можно только порадоваться, что европейские эксперты так высоко ценят МГУ. К сожалению, как это обычно бывает с университетскими рейтингами, какие-либо другие содержательные выводы делать затруднительно». Эксперт указывает, что методология расчета рейтинга не дает ответа на вопрос, «почему такая, казалось бы, устойчивая вещь, как репутация университета, претерпевает каждый год значительные флуктуации». «Надлежащего обоснования результатов в подобных рейтингах нет, поэтому далеко идущих выводов я бы из них не делал», - заключает господин Аджиев.
Александр Черных